пятница, 17 апреля 2015 г.

Немного о минусах рая

Бирюзовое море, волшебные закаты, седые горы, воздух, что разрывает легкие свежестью, мягкие солнечные утра, большая любовь Бога к кусочку земли – все это Черногория.

Однако не одними красотами полна Черногория, но и местным населением тоже, и вот о нем никак нельзя умолчать. Сразу скажу, что это не история о своих уставах в чужом монастыре,  а просто мои личные наблюдения и заметки.

Возможно, кого-то перечисленные ниже штуки приведут в полный восторг, и человек срочно купит билет, поняв, что он урожденный черногорец. А я вот рассказываю о том, от чего я тут совершенно не в восторге, и что полезно было бы знать всякому, кто собирается в Черногорию на продолжительное время.

Не слушайте тех, кто говорит, что Черногория – это рай на земле.
 Как и у любого явления на планете, у Черногории есть свои плюсы и минусы, и давайте уже перейдем к последним и еще к иллюстрациям из жизни.

Во-первых, Черногория это не Европа (во всех смыслах). Дело совсем не в звездочках на номерах машин, не в безвизовой еврозоне и не в красивом слове «евросоюз», которое мы все так любим.
Черногория гордо носит статус страны-кандидата на вступление в ЕС, но если кто-то великий когда-нибудь дунет, и чудо-таки произойдет, то Черногория будет такой же Европой, как Болгария и греческие острова (да простят меня все их поклонники, но давайте смотреть правде в глаза).  Черногорию (вот новость!) населяют славяне – если мы, люди севера, пьем водку и угрюмо смотрим на мир и друг друга, то наши южные братья предпочитают ракию, вино и удушающую радость.
Но славяне есть славяне, а это значит, что в Черногории, как и в России, глупо ждать пунктуальности, ясности и чистоты. Мусор здесь не сортируется, проблемы решаются через вышестоящих знакомых, а введение новых законов сопровождается национальным замешательством относительно их смысла и способов исполнения.

Во-вторых, черногорцы курят – и не спешите отмахиваться, вы еще не знаете масштаб явления. Черногорцы курят – везде, все и всегда. Здесь курят беременные и кормящие, пенсионеры и школьники, водители автобусов (прямо в автобусе) и банкиры (прямо в банке, да). Я подозреваю, что Министерство образования Черногории давно ввело обязательную дисциплину «теоретическое табаковедение» в детских садах, а с младших классов школы полагается переход к практическим занятиям. В общем, здесь не курят только покойники и дети до пяти лет.
А это значит, что зимой находиться внутри кафе и ресторанов попросту невозможно, а летом остается только рассчитывать на ветер посильнее, потому что куда ни сядь – тебя всюду будут рады обкурить. Мне всегда казалось, что курить в присутствии некурящих – это все равно, что выкидывать свой мусор в огород к соседу, но черногорцы думают совершенно иначе, поэтому значки «курение запрещено» игнорируются на национальном уровне, а все некурящие должны обзавестись противогазами, ибо взывать к черногорской совести - только зря тратить время.
Вчера, например, стоим мы в очереди на прием к инспектору по иностранцам (на минуточку, в здании полиции и Министерства иностранных дел), и тут с улицы приходит черногорец, занимает очередь и закуривает прямо в этом же коридоре. Да, где стоят люди, где стоят дети, и где нет окон. Да, придя с улицы. Да, в Черногории это совершенно нормально.

В-третьих, черногорцам, увы, чужда социопатия.
Выберите столик в углу большого пустого ресторана и будьте уверены в том, что первый же вошедший черногорец приземлится за соседним и, конечно, с удовольствием закурит, радостно вам улыбаясь.
Сядьте в пустом автобусе и на следующей остановке милый, но прокуренный и разговорчивый черногорский дедушка приземлится на соседнее с вами сиденье.
В такие моменты я мысленно благословляю эстонцев, шведов и прочие народы, обходящие друг друга за километр, и понимаю, что именно они несут мир, покой и уважение к личному пространству.

 С последним, кстати, у черногорцев тоже отношения интересные – мой сосед, например, может с утра пораньше перепрыгнуть на мою террасу, дабы подровнять разросшийся куст. А когда негодующая я, не снимая пижамы, вылезу на балкон с вопросом, он, солнечно улыбаясь и лихо щелкая большим секатором, пояснит, что мне теперь будет вообще прекрасно жить с таким красивым кустом под боком. 
И я вот сразу чувствую себя очень злым человеком, но желание сохранять свой балкон бессоседным тоже как-то не проходит, и это моральный тупик.

В свете предыдущих пунктов становится совершенно очевидно, что черногорцы жизнерадостно громогласны.

Поначалу мне казалось, что на меня постоянно за что-то орут, и только через пару недель я, наконец, поняла, что умение разговаривать тихо не входит в базовую комплектацию черногорца, и я ни в чем не провинилась перед орущим. Он просто говорит со мной. Заприметив знакомого на другом конце улицы, черногорец, нимало не смутившись ни временем суток (в шесть утра, например), ни расстоянием (метров двести не проблема), поприветствует друга во всю мощь легких и заведет непринужденную, но длительную беседу.
Иногда я ловлю себя на мысли, что черногорцы могли бы обходиться совсем без телефонов, ибо собеседник и так в состоянии услышать звонящего, без всяких там проводов и сигналов.
Для человека, который собственный мобильный всегда держит на вибре, ненавидя лишний шум, сила черногорского голоса являет собой изрядное испытание для психики.

Черногорцы необязательны – если раньше адом мне казалось испанское слово «маньяна», то теперь оно же является чуть ли не образцом швейцарской точности. Дабы что-либо поиметь, следует надеть на себя костюм «я мерзкая зануда» и не снимать его до получения желаемого (читай, ежедневно приставать к нужному человеку со своим вопросом так, чтобы видеть тебя ему было мучительнее, чем сделать обещанное). При этом черногорцы всегда исполнены желания помочь тебе - почистить стенки балкона, прочистить вентиляцию, проверить стоки в ванной.... но не сегодня и не завтра.

  Я рассматриваю это как личный челлендж, а черногорцы рассматривают меня как личный кошмар.

Наконец, черногорцы не говорят на английском. И ни на каком языке, кроме сербского, они не говорят. В общем-то, в Петербурге иностранцам тоже не то, чтобы просто было выпытать у прохожего, где же находится этот самый Hermitage museum, так что тут уж я придираюсь, конечно.
В принципе, русскоговорящим выкрутиться относительно просто, зная несколько сербских фраз и спасаясь сходством языков, но вот как тут в первые дни выживают шведы и немцы – загадка для меня.

Прочитала текст и поняла, что на этот пост я мрачных красок не пожалела, и у каждого пункта (кроме курения, конечно) есть своя светлая сторона, которую тоже не так уж сложно разглядеть. Я как раз о ней в следующий раз напишу, чтобы вы не думали, что тут все так плохо.
post signature

3 комментария:

  1. Была в Черногории лет 5 назад на отдыхе! Так была впечатлена этой страной,что недостатки были совсем не видны. Особенно про курение. Но вам охотно верю))) В любой стране, если живешь чуть больше месяца начинаем многое ну прямо бесить-бесить. А матушке-России и русским людям готов простить многое, а вот иностранцу - нет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, так и есть - во время отдыха о недостатках стараешься не думать, не замечать их. Наоборот - ищешь то, во что можно влюбиться.

      Удалить
    2. Женя я вам написала на почту introdreamblog@gmail.com с предложением про интервью. Где-то дней 10 назад. не видели еще или не дошло? могу продублировать)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...