пятница, 11 сентября 2015 г.

Беременность и роды в Черногории

Кажется, мы вот только вчера покупали билеты в черногорский город со странным названием Тиват, а сегодня я уже пишу пост о том, как я родила здесь дочь. До сих пор не понимаю, как (и когда?!) пролетели эти месяцы, как они успели так много в себя вобрать и почему они казались мне такими долгими.
Наверное, только фотографии убеждают меня в том, что все прошедшие дни - это реальность, происходившая со мной здесь. Сегодня уже нет ни объемного живота, ни медлительности, ни бесконечного желания спать, зато есть маленькая девочка с голубыми папиными глазами и красивым именем Сонечка.
В моей голове сейчас сплошной космос и бесконечно мало смысла, но я отчаянно пытаюсь собраться с мыслями и написать о черногорской беременности и родах - пока я ясно все помню. 

Так вышло, что через две недели после покупки билетов в Черногорию мы узнали, что я беременна. Радость смешивалась с волнением о том, как все будет в другой стране, доходило до того, что мы думали сдать билеты и вообще все отменить (сейчас я очень рада, что мы все же не побоялись неизвестности и уехали).

В эпоху интернета все вообще становится куда менее страшно: Facebook быстро навел меня на нужные сообщества, где я узнала основное о том, как, когда и куда мне идти по прилету.

Черногория довольно маленькая страна, и родильных домов здесь тоже не очень много - в моем городе это Мельине. На самом деле, в моем городе роддома нет вообще, а Мельине это частный госпиталь, но несколько лет назад наша општина решила, что все ее легальные резиденты могут рожать в Мельине бесплатно (стоимость медобслуживания больнице компенсирует государство). 
Бесплатность распространяется только на сами роды - все приемы и наблюдение в Мельине платные. Однако те же врачи бесплатно принимают в городском Доме Здравля, надо только иметь здравственную книжицу (что-то вроде российского полиса ОМС).

С выбором врача тут все просто - при первом визите тебя спрашивают, у кого ты хочешь наблюдаться, и ты выбираешь (мне, опять же, помог Facebook, и я встала на учет к завотделением акушерства и гинекологии доктору Булатовичу).

Плюс беременности в Черногории - это абсолютное спокойствие. Здесь нет мелочной истерии российских ЖК, кучи бессмысленных анализов на каждом приеме и бестактных замечаний медперсонала. Если врач видит, что все в порядке, он оставляет тебя в покое, не рассказывая страшных историй, не измеряя живот и не назначая лекарств "на всякий случай". Лично мне такой подход очень нравился, но я знаю девушек, которым казалось, что здесь "слишком мало лечат". И это правда - в Черногории беременность не считают болезнью и не лечат вообще никак: если отклонений нет, то приставать к тебе не станут и дадут возможность наслаждаться своим состоянием. Врачи предупреждают о вреде курения, алкоголя, о необходимости соблюдать осторожность при ходьбе и прочих подобных вещах, но никому и в голову не придет читать будущей маме лекции о том, что она съела три клубничины и этим навлекла суровую аллергию на семь поколений своей семьи.

При Доме Здравля работает школа для беременных - она тоже бесплатна для обладателей здравственных книжиц. Наверное, набор тем здесь стандартный, на занятия приходит психолог и врачи-гинекологи из Мельине - можно лучше познакомиться с лечащим врачом и терзать его насущными вопросами :)

Приятно, что здесь другой подход к участию в беременности отца: если в моей районной ЖК роль мужчины заключается в сидении у гардероба, то здесь участие отца в беременности и родах всячески поощряется. Во всех брошюрах и информационных плакатах вы найдете обращение не только к матери, но и к отцу, отцов рады видеть на занятиях для беременных и на медицинских приемах, так что Максим мог ходить со мной (и ходил) везде.

Анализами меня не мучали, потому что все было в порядке: два скрининга, на первом и втором триместрах, мазки на первом приеме, и далее дважды стандартный набор - в июне и августе. Единственное, у меня была анемия, и мне выписали препарат железа - по рецепту его можно было получить в аптеке бесплатно.

С ПДР врач тоже не ошибся: первые, еще слабые, схватки начались аккурат в ночь на 31 августа. В тот день мне надо было идти на плановое КТГ, так что мне сразу в кабинет принесли больничную рубашку, а Максима отправили домой за вещами. Присоединиться ко мне ему разрешили на следующий день, когда процесс пошел более активно. 
Для себя я сразу решила, что вместе с мужем мне будет проще и лучше, и попросила его быть на родах со мной. Он до сих пор считает, что ничем мне не помог, но я-то знаю, как оно было на самом деле, и страшно благодарна ему за то, что он был со мной и за все, что он делал :)

Присутствие мужа на родах платное (150 евро), столько же стоит и платная послеродовая палата - одиночная. Ее главный плюс для нас был не в возможности остаться наедине с ребенком, а в возможности Максима быть с нами с утра до вечера - в общие палаты родственников не пускают. 

Самый же главный плюс Мельине - это отношение персонала к роженицам. Всех знают по именам, постоянно спрашивают, нужна ли помощь, спокойно и уверенно помогают при схватках и в родах, по много раз показывают и рассказывают, как обращаться с ребенком, следят на налаживанием грудного вскармливания,.. В общем, для меня, привыкшей к реалиям российской медицины, это оказалось приятным сюрпризом.


Если подводить итог, то о беременности и родах в Черногории я могу сказать следующее:

- выбирая роддом, используйте Facebook: русскоязычные тематические сообщества очень здорово помогают

- рожать бесплатно (при наличии здравственной книжицы) можно практически везде. Исключение составляют Мельине (бесплатна только для жителей општины Херцег Нови) и Кодра (частный роддом в Подгорице)

- в Черногории многие врачи предпочитают кесарево и, если именно такие роды вы хотите, то стоит только сказать об этом врачу. Опять же, исключением является мой Булатович, выступающий за ЕР и делающий КС по показаниям или в экстренных случаях.

- стоимость платных родов относительно невелика: в Мельине это 500 евро за ЕР и, кажется, около 1000 за КС (если вы наблюдались в Мельине в ходе беременности, то вам дадут скидку на роды 30%). В Кодре роды стоят порядка 2000 евро - не знаю, есть ли разница в цене между ЕР и КС.

- эпидуральную анестезию здесь не очень признают и делают ее, опять же, только в Кодре

- реанимация новорожденных есть в Подгорице и (не такая крутая, но все же есть) в Мельине - остальные роддома должны ждать реанимобиль из Подгорицы. Впрочем, если врач увидит серьезные отклонения и проблемы, вас сразу отправят рожать туда.

- на всякий случай уточню, что гражданство в Черногории дают по крови, то есть тот факт, что ваш ребенок рожден здесь, никаких прав на получение черногорского паспорта ему не дает.

Кажется, все ключевые моменты я затронула, но если нет, то добро пожаловать в комментарии.

*Все фотографии к посту сделаны замечательным фотографом Соней Хегай

3 комментария:

  1. Здравствуйте! Как получить здравственную книжицу ? Это что-то вроде нашего ОМС?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!

      Да, я в посте написала, что здравственная - это примерно наш ОМС. Получить ее могут все имеющие ВНЖ - как только вы его оформляете, можете запрашивать здравственную, обычно она выдается через месяц-два

      Удалить
  2. Очень познавательный рассказ - хоть мне и неактуально, но интересно сравнить. Помню, когда наш хозяин апартов нас из аэропорта вез, тоже рассказывал, что в Мельине его дочка родилась. Рада, что нашла ваш блог - много интересного и вдохновляющего, еще и про Черногорию - люблю ее очень, два раза в Герцег-Нови отдыхала)
    Кстати, фото потрясающие, я так и подумала, что Сонины - часто ее сайт смотрю)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...