пятница, 26 июня 2015 г.

"Не останавливайся", "не жалей себя" - не слушай глупости

Как бы странно это ни звучало, жизнь в Черногории не подразумевает валяния на пляже и купаний с утра до ночи - более того, никто из моих знакомых здесь не проводит время таким образом. Когда ты начинаешь где-то жить, появляется слово "дом", а вместе с ним еще и "дела", и "хозяйство", и остальные звенья этой же цепи.
Когда ты где-то живешь, ты ходишь за покупками, оплачиваешь счета, работаешь (да, удаленная работа - это тоже работа :), а море... ну оно становится частью интерьера, ежедневным дополнением к пейзажу, и уже не так сильно манит. Да и вообще, вода температурой в 23 градуса начинает казаться слищком холодной для купаний =)
Я люблю гулять вдоль берега с утра или вечером, когда набережные еще/ или уже пустые, дышать волнами, смотреть в небо - но необходимость бывать на пляже ежедневно куда-то исчезает. Можно ведь сидеть на балконе, смотреть на то же самое море, и при этом не выходить из своего мира.
На балконе я часто читаю, и тема отношений с самой собой настолько сильно пропитывает тексты, что захотелось не только читать об этом, но и высказаться самой. 
Вот, например, жалость - здоровый человек непременно должен ее испытывать. Жалость и сочувствие обогащают мир, делают его более добрым и светлым, в некоторых аспектах граничат с гуманизмом. Именно из жалости мы переводим деньги на благотворительность, идем волонтерами в дома престарелых, закупаем корма и вакцины для городских приютов, готовим новогодние подарки для ребят из детских домов. Нам всем их жаль - и мы хотим помочь там, где можем (деньгами, временем, талантом или любым другим ресурсом, которого нам дано в избытке, а другим не досталось совсем). Мы вольны выбирать, кого нам больше жаль, и направлять свои усилия в этом, близком нам, направлении. Без жалости, сочувствия и сострадания жизнь невозможна, особенно сегодня, однако есть один пикантный момент, уточнение и поправка - все эти чувства полагается испытывать ко всем, кроме себя самого. Швырять камнями в инвалида - немыслимо. Закидать ментальными камнями себя самого до самой макушки - отличный способ "стать лучше".
Когда вам в последний раз говорили, что жалеть себя - это нормально? Что сочувствовать себе - это необходимый навык?  Вот я сейчас говорю. 
Я не психолог, не ученый и не мать Тереза, но я твердо убеждена, что сочувствие должно быть не только к бездомным котятам, но и к себе самому.
Когда я всюду вижу "грустно? - не грусти!", "плачешь? - успокойся!", "соберись, тряпка!" и прочие "нельзя себя жалеть", мне становится страшно. Неумение жалеть себя и сочувствовать себе пахнет душевной инвалидностью и неполнотой развития. Неумение жалеть себя это родственник диких "девочки не злятся" и "мальчики не плачут" - если ты человек, то ты наделен всей полнотой эмоциональной палитры, будь то слезы, гнев, зависть, сострадание, обида или страх, и этот набор не зависит ни от возраста, ни пола, ни от суммы долларов на счете. Многие мамы моего поколения легко и с радостью оперировали этими странноватыми аргументами, и потому мои ровесники носят в себе эти гадости как бесконечные сорняки в сердце, даже и видя их несостоятельность.
Я сейчас не говорю о любителях ныть и переживать по любому поводу - я разграничиваю эти вещи. Есть люди, которые видят проблемы и трудности везде, во всем и всегда, и жизнь в целом воспринимают как один большой повод для недовольства и слез, но я ведь сейчас совсем не о них. Не о тех, кто хочет похудеть, сидя на диване, или кто решил написать диплом за одну ночь и теперь паникует от масштаба работы.
Я о тех, кто не приучен себя жалеть, когда это объективно нужно. О тех, кто не может сказать другому "пожалей меня, я устал", и не чувствовать себя при этом форменным неудачником. О тех, кто не может сказать это даже своему отражению в зеркале. Даже у совершенных технических устройств заканчиваются заряды, садятся батарейки и истекает срок годности, что уж говорить об обычных людях.
Я долго считала неумение себя пожалеть проявлением внутренней силы (ну, эти все "не сдавайся, у тебя вообще все отлично по сравнению с остальными, просто собери сопли и иди работать"), тогда как на самом деле это одно из проявлений нелюбви к себе и неуважения к себе же. Все советы из рубрики "стисни зубы и иди дальше" - на самом деле призыв заткнуть поглубже свои переживания и продолжать погоню за идеалом. 
На мой взгляд, если речь не идет о жизни, смерти или олимпийском золоте, самое важное - это слушать себя, ловить предвестники спадов и отдыхать до того, как начинают коротить нервные провода. Наверное, если овладеть этим искусством в совершенстве, то очистительные рыдания будут нужны не так и часто. Но если пограничный момент упущен - пожалейте себя, скажите себе, что вы себя любите. Попейте какао с зефирками, наконец, упиваясь слезами, драматическим вечером в одиночестве и невзятыми трубками. Это нельзя игнорировать, нельзя прикрываться силой характера и железной волей - организм всегда возьмет свое, это закон. Поэтому лучше закройте за собой дверь и посмотрите на свою усталость, проблему, грусть - поговорите с ней. Или с тем, о ком вы можете поговорить об этом. Любая боль, любая грусть становятся призраками, если воплотить их в слова, пусть даже сказанные в пустоту.
Сила ведь не в том, чтобы уметь заталкивать трудности поглубже в себя, но в том, чтобы уметь посмотреть им в лицо и признать свое право быть слабым.
post signature

6 комментариев:

  1. С телефона читаю...не нахожу ваше имя,простите ...с названием поста согласна,вот с содержанием нет,не вижу повода себя жалеть или сопереживать если ты и твоя семья здоровы;с недавно пор только это-здоровье для меня является основополагающим до сопереживания,и то думаю это определение здесь не подходит;...да надо позволять себе маленькие прихоти,может и не маленькие👸,не загонять себя в рабство а потом требовать от окружения отдачи и благодарости,но вот слово"жалеть"...ммм думаю если начну жалеть себя-стану слабой и расклеюсь.могу быть сильной и слабой одновременно,но в разных ситуациях.могу сопереживать и помогать другим,у себя самой все есть для счастья пока есть здоровье!...попыталась выразить свое отношение к сочувствию к себе😉🙊

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вопрос многомерный, и каждый решает его для себя сам - я решила вот так, и мне это определение очень даже подходит.
      Но, опять же, все люди живут совершенно по-разному, различным образом относятся к себе, к своим переживаниям, чувствам и прочему, так что главное, чтобы все были счастливы тем, как все устроено лично у них.

      Удалить
  2. Нашла имя😊 Женя-я Татьяна -;рада знакомству 🙋

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...