пятница, 17 июля 2015 г.

Переезд в Черногорию: за и против

Меня так часто спрашивают о переезде в Черногорию, что по мотивам этих вопросов созрел целый пост. 

Как обычно, все написанное является моим субъективным мнением, основано на моем личном опыте и может со взглядами других проживающих в Черногории не совпадать вообще. Хотя я живу в Черногории всего полгода (а это правда мало для глубокого познания страны, народа, культуры и прочего), какой-то опыт у меня уже сформировался, и я могу дать простые и честные советы всем, кто тоже задумывается о переезде сюда.

В принципе, все эти вопросы полезно будет задать себе при выборе любой другой страны проживания, и еще полезнее будет найти ответы на них до переезда.

Итак, я столкнулась с тем, что моим друзьям в России Черногория кажется раем на земле - картинки в инстаграме играют свою роль, как ни крути =). В принципе, я и сама, замученная серым промозглым городом, тоже считала, что наличие моря, гор и солнца уже само по себе является гарантией безоблачного счастья. Каждое утро видеть из окна море и засыпать под стрекот цикад - что может быть лучше для уставшего от вечной зимы петербуржца?

Плюсы переезда в Черногорию очевидны и неоспоримы: это и хороший климат, и чистый воздух, и прекрасная экология, и нормальные продукты, и натуральные фрукты (со вкусом фруктов, а не травы), и отзывчивые люди вокруг, и безопасность... И все это вы действительно получите при переезде (как переехать в Черногорию я рассказывала вот здесь).

В Черногории я всегда, в любой момент времени, могу полюбоваться горизонтом, могу сесть в машину и уехать в горы, зимой могу покататься на лыжах, а летом, как только мне захочется, засесть в море. Меня до сих пор удивляет и восхищает то, что в такой крохотной стране есть все - и жаркое лето, и снежная зима, и горы, и море с оживленными пляжами, и спокойные леса с грибами и ягодами, и глубокие каньоны, и величественные национальные парки. 

В Черногории я начала забывать, что такое дымящие в небо в трубы, охлажденное мясо и просроченные сыры на прилавке. Мне сейчас кажется, что ежедневные поездки в метро в слишком тесной компании часа пик - это главы из чужой жизни, а хамство незнакомых теток в автобусе  - явно из области фантастики. 

Говорят, что в Черногории достаточно националистов (при таком-то количестве мигрантов они, видимо, должны быть), однако для меня лично все это теория, а на практике я встречаю от местных жителей только терпение и желание помочь. В Черногории не нужно учить детей убегать от незнакомых дядь и ни в коем случае не брать у них конфетки - 99,9 % черногорских дядь с удовольствием угостят вашего ребенка конфетой по доброте душевной, не имея никаких иных соображений.
Кроме того, несмотря на южное происхождение, черногорцам совершенно чужды навязчивость и панибратство - здесь никто не свистит женщинам на улице, не хватает за руки и не смеет сказать тебе "привет, красотка, ты замужем? как зовут? русский, да?"  - все кругом спокойно и хорошо, и если тебе предлагают помощь, то от чистого сердца, то есть исключительно с целью помочь. 

С положительными моментами все понятно, но я не буду врать, что Черногория идеальна, минусов здесь нет, и я всем советую скорее ехать сюда - нет. Я советую как следует все обдумать, и только потом ехать.
Страна, которая кажется идеальной во время отпуска, может открыться не с самой лучшей стороны при постоянном проживании, поэтому мой первый совет всем, кто задумывается о переезде в Черногорию - поживите здесь месяц-другой "пробно", действующий визовый режим это позволяет. Часто столкновение с реальностью полностью меняет наше представление о прекрасном, и к этому нужно быть готовым. Впрочем, я лично знаю людей, которые мечтают о черногорском гражданстве и никогда отсюда не уезжать - возможно, вы будете как раз из их числа.
В общем, как бы вы ни были настроены относительно переезда, я очень рекомендую вам задуматься о следующем:

- Климат: чудесный, солнечный, шикарный климат мечты может оказаться совсем не таким уж идеальным. Да, живя в Петербурге и имея 60-80 солнечных дней в году, я была убеждена, что жаркое лето - это все, что нужно для счастья. Однако теперь, когда я прекрасно знаю, что такое на самом деле ежедневные 35 и палящее солнце, мне `кажется, что 20-25 градусов это прекрасная летняя температура.
Мне безумно нравится черногорская весна - март, когда все цветет, теплый и солнечный апрель, майское время клубники. Мне кажется, что здесь должна быть отличная мягкая осень - без слякоти, грязи, серости и колючего ветра. И Черногория абсолютно идеальна для межсезонья, но вот на июль и август мне хочется сбежать, не оглядываясь, куда-нибудь в Эстонию или Финляндию, ходить там по лесу, сидеть вечером у костра на берегу озера и носить ветровку. А в сентябре покупать обратный билет в Тиват.

- Менталитет: большинство "прибрежных" черногорцев любит пить кафу, курить и сидеть в кафанах с утра до ночи - это всё. Здесь не принято торопиться, делать качественно, строить карьеры или хотя бы получать нормальное образование. Не принято читать книги, учить языки и стремиться реализовать себя (я говорю об общем впечатлении, понятно, что есть исключения из правил) - зачем что-то делать, когда можно сдать апартманы на лето и весь год на эти деньги жить? Ну и без апартманов - зачем что-то делать, если можно не делать ничего?
Подобный подход мне дается очень тяжело, наверное, я просто чего-то не понимаю и не умею "наслаждаться жизнью" с утра до вечера изо дня в день. Немного отдохнуть от всего - да, но жить в режиме ленивого автопилота постоянно - нет, для меня это однозначное нет.
И я советую хорошо подумать, комфортно ли будет вам существовать в вечной бесцельности бытия?

- Занятия: исходя из предыдущего пункта, советую спросить себя, а чем вы будете здесь заниматься? Очень классно вырваться в Черногорию, забыть о пробках и больших городах, дышать-дышать-дышать, любоваться горами на закате и бросить все прежние обязательства... очень классно недели на две, а дальше? Учтите, что в Черногории вас не ждут развлечения на каждом углу - здесь нет кино (3D один на всю страну, и тот в Подгорице), нет Эрмитажей и Больших театров (как, собственно, и малых), и ходить вы будете на редкие концерты малоизвестных коллективов или на детские представления местного дома творчества. По сравнению с крупными городами Европы и даже России, местные выставки (как бы это сказать помягче) выглядят скромно.
А вы, даже если дома не проводили каждый второй вечер в музее, культурной жизни захотите все равно - насколько вас устроит практически полное ее отсутствие?

- Бытовой комфорт: еще один момент, логично вытекающий из предыдущего. Даже если вы не шопоголик, не охотник за брендами и не считаете, что единственный способ весело провести время - это пойти по магазинам, рано или поздно вам захочется это сделать. Ну или банально что-то понадобится. Будьте готовы, что в Черногории шопинг - это приключение.
Единственный относительно большой торговый центр находится, опять же, в Подгорице, и самый классные магазины там - это дети Inditex (Зара, Бершка, Страдивариус). Магазины в остальных городах, по большей части, радуют сомнительными полиэстеровыми творениями китайских дизайнеров. Забудьте о тарелочках из Икеи и джинсах из Топшопа, и приготовьтесь лучше к тому, что две трети интернет-магазинов в Черногории не работают, то есть заказать сюда доставку вы не сможете. Самым простым вариантом будет сделать абонентский ящик в Хорватии (в ближайшем Дубровнике, например) и ездить забирать свои покупки оттуда.
В черногорских группах на фейсбуке активно обсуждаются вопросы из серии "где купить нормальные мулине" или "видел ли кто приличные украшения для выпечки" и, если положительные ответы случаются, то они часто звучат как "доезжаете до перекрестка, там направо до третьей сосны, в ста пятидесяти двух шагах на север стоит маленький сарайчик, и вот за ним сидит тетенька, у нее на прошлой неделе видели мулине".
Впрочем, с продуктами все не так плохо - я живу в городке на 15 тысяч жителей, а выбор продуктов меня радует гораздо больше, чем в "Перекрестке" в пятимиллионном Петербурге. Здесь есть и итальянские сыры, и местные, и разные классные масла, и хорошее мясо, и пршут, и свежие овощи с фруктами - словом, продуктовыми магазинами я довольна вполне. А когда мне объяснили, как в Черногории выглядит творог, я окончательно успокоилась и возликовала. В общем, в плане продуктов сравнивать тот же Херцег Нови с (почти) миллионным Мурманском попросту неловко, я уж не говорю о более мелких городах России.
Словом, у вас будет вполне хорошо с едой, но вот найти крафтовую бумагу, пионы или действительно хорошую пряжу станет задачей на грани невозможного, учитывайте и это тоже.

Наконец, возможности для развития: я тот прекрасный человек, который постоянно чего-то хочет, даже если не знает, чего именно он хочет. Но даже я не представляю, чего хотеть от Черногории в плане саморазвития: все курсы, кружки и школы либо отсутствуют вовсе, либо работают на очень любительском уровне. Если однажды вы решите, что помимо лежания на море вы хотите, например, изучать немецкий, то либо вы будете кататься (да-да, снова) в Подгорицу, либо учиться по интернету, потому что в вашем городе не то, что группа не набралась, а и курсов-то никаких нет в принципе. А если вы захотите отдать дочку в балет, то выбирать все равно придется между баскетболом и водным поло.
Одним словом, если вы (как и я) любитель иметь стопицот разнообразных хобби, то будьте готовы преодолевать известные трудности, тренировать смекалку и всему учиться самостоятельно. Благо, времени на все это здесь достаточно, а заодно решится проблема с бездельем - вы будете постоянно что-то откуда-то заказывать, обучаться по интернету и периодически чувствовать себя суперменом, просто заполучив в руки заветный моток Lana Grossa. 

В итоге после полугода черногорской жизни я могу сказать, что многие черногорские реалии мне нравятся несравнимо больше российских, и что здесь неплохо живется всем уставшим от холодных больших городов: и что можно взять паузу, приехать на годик-другой, отдохнуть, перезагрузиться, сменить пейзажи и... уезжать (обратно или куда-то еще - это уж вам решать).
Хорошо здесь должно быть беременным и маленьким детям - спокойно, безопасно, чисто, красиво. Однако когда ребенок начнет подрастать, вам, вероятно, захочется дать ему не только горы и море, но еще и хорошее образование, и спортивную секцию, и много что еще, чего здесь, увы, не найти.
Наконец, Черногория чудесно подходит пенсионерам - судя по всему, скандинавские бабушки это прекрасно знают, а потому весело живут здесь с сентября по май, и я бы лет через много последовала их примеру. 

Но если вы молоды и не готовы посвятить всю жизнь буддийскому созерцанию величественной природы, то рассматривать Черногорию в качестве серьезного варианта на долгие годы я бы точно не посоветовала.

П.С. Я бы с удовольствием почитала чужие мнение насчет Черногории или любой другой страны, где вы живете или жили. Или о том, где и почему вам хотелось бы жить.
post signature

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...