пятница, 29 января 2016 г.

Про мой первый черногорский год

29 января 2015 года я приземлилась в аэропорту Тивата, забрала с ленты свой синий чемодан, прошла паспортный контроль и вышла в абсолютную неизвестность - с тех пор прошел уже год, и я первая, кто не может в это поверить. Прошлой зимой Марина, глядя на мою сложную адаптацию, сказала "пройдет год, и ты привыкнешь" - и оказалась права. 
Вот тут и тут я уже писала про свои наблюдения  и жизнь в стране (больше про Черногорию по тэгу "immigration"), но год же прошел - и я хочу подвести некоторые итоги, осмыслить минусы и плюсы и просто что-то зафиксировать для себя же самой.
Конечно, у любого явления есть свои минусы и плюсы, и черногорцы - мастера хождения по грани добра и зла, а Черногория - воистину страна контрастов.
Разумеется, все вышесказанное - исключительно мой личный опыт, который не претендует ни на всеохватность, ни на абсолютную истину, просто со мной это было именно вот так.
Наверное, стоит начать с плюсов, и первое место в этом списке занимает природа. Черногория - исключительная красавица. Совсем малышка, она сумела собрать все - лазурное море, стройные пальмы, горные озера, невероятные национальные парки, пахнущие влажным мхом и грибами, и, разумеется, горы, Здесь хочется взять машину и проехать по каждой дороге, изучить каждую тропинку в горах, побывать на каждой смотровой, и будет мало - черногорской природой невозможно насытиться, этим воздухом нельзя надышаться, к этим видам нельзя привыкнуть.
Если в России на зиму нужен серьезный моральный настрой, то Черногорская зима - это максимум два месяца относительной непогоды, и лично я гораздо сложнее переношу местное лето, но об этом ниже. С сентября по май в Черногории творится что-то райское, пусть и временами дождливое, но я из Петербурга, и для меня это сложно всерьез называть непогодой.

Еще один черногорский плюс, особенно в свете санкций, это продукты - меня устраивает абсолютно все. Разумеется, в Черногории нет новгородского творога, финского лосося и карельских пирожков, но я к этому отношусь спокойно и считаю абсолютно естественным (хотя тут есть русские магазины, я слышала жалобы на то, что тут "семечек хороших не купишь" *)) в России же тоже нет ста пятидесяти трех видов пршута, и это нормально - в каждой стране свои продукты. Зато в Черногории отличные сыры, миллион видов итальянской пасты, хорошие овощи и фрукты. Впервые в жизни у меня нет аллергии ни на клубнику, ни на киви - более того, это первый год в моей жизни, когда у меня нет аллергии вообще. У меня, человека, который всю предыдущую жизнь то чесался, то задыхался, целый год нет приступов аллергии! А еще тут восхитительная пицца - она правда крутая, и она гораздо вкуснее итальянской. Единственное, что меня огорчает - это повсеместное мясоедство, рыбу тут едят крайне мало, и стоит она дорого.
Сами черногорцы стали для меня удивительным народом, таким, что я спустя год не могу однозначно сформулировать свое к нему отношение. Южане, они не приставучи, не похабны и не развязны, зато внимательны, доброжелательны и честны. В Черногории зимой можно не закрывать машины, квартиры и забывать в кафе кошельки - и это прекрасно. Черногорцы не остаются равнодушными и часто их даже не надо просить о помощи, они все видят сами - достают мне йогурты с верхней полки в магазине, пропускают вперед в очереди и помогают затащить коляску на высокий поребрик. Черногорские доктора и медсестры неизменно приветливы и любезны, помнят тебя в лицо и знают, что с тобой надо бы говорить помедленнее, потому что ты до сих пор не слишком поднаторел в сербском.
Наконец, в Черногории безумно комфортно жить с ребенком  - здесь вам всегда рады. На плачущих детей никто не косится и не цыкает недовольно на их матерей - напротив, если твой ребенок вдруг заплакал, все кафе сбежится его веселить и успокаивать. Куда бы я ни пришла с Соней, моим ребенком все будут восхищены, и я непременно услышу о том, какая у меня красавица, солнышко и замечательная девочка - здесь любят детей, даже чужих детей. Здесь детям дают понять, что они желанны, прекрасны и достойны бесконечного восхищения. Здесь подростки не откручиваются от младших братьев и сестер, а с удовольствием занимаются с ними, берут с собой и не считают "мелкотню" капризной обузой. В любой очереди ты без просьб и напоминаний становишься первой, а полюбоваться твоим ребенком приходит даже водитель автобуса (его подзовет восхищенная кондуктор =)). В плане ребенка мне здесь очень спокойно -  я знаю, что даже если Соня будет капризничать, это никому не испортит настроения и не помешает жить.
Основные плюсы, кажется, перечислила, поэтому перейду к минусам.
И первым из них станет ... все тот же климат. Да, в Черногории прекрасно жить 10 месяцев в году, но июль и август кажутся мне слишком тяжелыми - ежедневная жара, духота, заполненные пляжи, крикливые толпы туристов...  В этом году я мечтаю устроить себе отпуск от Черногории именно летом, чтобы не видеть и не слышать происходящего, I am way too much of an introvert. Ну и такую жару я не люблю. Черногория даже не изменила мои взгляды на сезоны года, но перевернула их - здесь я задерживаю дыхание перед наступлением лета и даю себе команду потерпеть, зато осенью и весной я радуюсь каждому дню. Пока мартовский Питер заливает дождем, засыпает метелью, и каша под ногами доходит до пояса, в Черногории цветут яблони, можно гулять без куртки и начинать загорать на балконе.
А еще одним отголоском черногорского климата, теплого и влажного, является плесень - как бы вас ни заверяли, что "да в этом доме, да никогда, не было тут плесени от слова "совсем" - не слушайте, потому что плесень есть везде, и с наступлением зимы борьба за стены  в доме становится жестокой. Вы будете еженедельно находить новые места роста плесени и травить ее в старых, и она будет вырастать снова и снова. Мы, кажется, все же нашли одно эффективное средство против плесени, но пользоваться им без Максима я не рискую - там такой ядерный хлор, что кто-то один должен уйти гулять с Соней, а второй в это время остается обрабатывать дом (угадайте, кто обычно уматывает на прогулку =)).
К минусам же однозначно следует отнести медицину - сама по себе доброжелательность врачей вас не вылечит, а зачастую лечить больше нечем. С диагностикой все более, чем печально - если с вами или ребенком (ну не дай Бог) случится что-то серьезное, то ближайшее место с достойной медициной - это Белград. Поэтому всех врачей мы с Соней собираемся в марте увидеть в Питере. Всех, кроме гинеколога - я так довольна своим Булатовичем, что иногда не понимаю, как он оказался в Черногории, и думаю, что его, как девочку Элли из Канзаса, принесло в этот Изумрудный Город ураганом.
Но если бы я знала об общем уровне местной медицины заранее, я бы сто раз подумала, прежде чем ехать сюда беременной. Если в итоге беременность благополучная, то да, все круто - свежий воздух, фрукты, море, но если патологии есть, и серьезные - то вам точно не сюда.
Еще одним минусом (лично для меня, конечно) стал менталитет местного населения - все делается оооочень "полако" (читай, крайне медленно, на границе с "не делается вовсе"), а главное занятие большинства мужчин - с утра до вечера сидеть в кафанах, пить кафу и говорить о жизни. Вернее, не говорить, а орать - здесь все орут в любое время дня и ночи, да так, что разговор на грани крика кажется мне национальной добродетелью. Казалось бы, мелочь, но в ряду моих личных ценностей одну из верхних строчек занимает тишина, поэтому да, эта мелочь дается мне тяжело. Я до сих пор часто вздрагиваю, когда каким-ниудь черногорцам вдруг приспичивает поговорить (впрочем, об этом я уже говорила в этом посте).
Так вот, местные ценности из разряда "не делать ничего и наслаждаться жизнью", "само собой образуется", "а зачем оно надо" я разделять так и не научилась. В Черногории чудесно жить, будучи на пенсии и сидя в декрете, что тут можно долго делать активным и любознательным взрослым, я не понимаю. Конечно, есть работа, тут или на фрилансе, но работой жизнь не ограничивается, а с другими занятиями тут все просто - гуляйте, пейте кафу, разговаривайте о жизни. 
Впрочем, я знаю одну чудесную русскую семью с семилетней дочкой, которые умудряются тут жить в активном и деятельном ритме, иметь кучу увлечений, реализовывать себя по полной и не собираются отсюда уезжать - я искренне восхищаюсь ими, они ловко рвут мой шаблон. Но вместе с этим я четко понимаю, что я не способна на такое в здешних условиях, потому что тут попросту нет цивилизации, а постоянно развлекать себя и Соню самостоятельно мне тоже когда-нибудь надоест.
И вот цивилизация - это последний из значимых для меня минусов. Цивилизация до Черногории пока не добралась (видимо, застряла где-то в пути вместе с хорошим медицинским оборудованием). В Черногории не покупают, здесь до сих пор достают - из Москвы, из России, из Белграда, из интернета (если находится редкий магазин, который сюда доставляет!). В Черногории два кинотеатра на всю страну, один приличный торговый центр, один более или менее оборудованный для современной жизни город (Подгорица).  Под оборудованием я понимаю не только безудержный потребительский рай, но и театры, и музеи, и кружки для ребенка, и спортшколы, и выставки, и много чего еще, с чем в Черногории на данный момент беда.
Если кому-то по результатам поста покажется, что я тут живу в страданиях и тоске, то нет - в данный момент для меня плюсы Черногории значительно перевешивают ее минусы, а иначе мы бы тут не жили. 
Пока ребенок маленький, мне нравится жить в тишине, чистоте, красоте и у моря, и нам нельзя сказать, что регулярно нужно что-то большее. Я любуюсь горами, закатами, чувствую себя в безопасности, не смотрю первый канал и забываю, как это, когда цены растут ежедневно. Но мы понимаем, что через несколько лет, когда Сонечка подрастет, нам нужно будет искать что-то другое. 
Поэтому я укрепилась в том, что говорила полгода назад - Черногория это чудесная и красивая история, мирная и спокойная, но она вряд ли станет нашим happily ever after.
Друзья, в заключение я хотела спросить о том, где вы живете/ жили и нравится ли вам ваше место жительства. Расскажите пожалуйста в комментариях. Ну или про Черногорию спросите, если я что-то интересное не рассказала.
post signature

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...